ПОСЛАНИЕ ВРИО ГЛАВЫ РБ РАДИЯ ХАБИРОВА ГОСУДАРСТВЕННОМУ СОБРАНИЮ - КУРУЛТАЮ БАШКОРТОСТАНА

Радий Хабиров обратился с Посланием Государственному Собранию – Курултаю Башкортостана (ВИДЕО)

ПОСЛАНИЕ ПРЕЗИДЕНТА РФ ВЛАДИМИРА ПУТИНА ФЕДЕРАЛЬНОМУ СОБРАНИЮ 2020


100-летие ПРОФСОЮЗА



ЛЕГАЛИЗАЦИЯ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ ПРОЕКТ "ЧЕЛОВЕК ТРУДА И ЗАКОН"


ВНИМАНИЕ!!!

   


ПУТЕВКИ ПРОФКУРОРТ

 




Подробности смотри в разделе
"Отдых и оздоровление"


 


ЗАПЛАНИРУЙТЕ СВОЙ ОТДЫХ


19.11.2014 ЖИЛЬЕ ДЛЯ БЮДЖЕТНИКА

   Несмотря на то, что работодателем бюджетников является само государство, решение их социальных проблем переложено на плечи субъектов РФ. Таким образом, работники бюджетной сферы из депрессивных регионов не могут рассчитывать на должную о себе заботу. С точки зрения профсоюзов, дело должно обстоять иначе. Государство взяло на себя функции производства общественных благ в сфере здравоохранения, образования и культуры. А цены на эти блага установило ниже рыночных. И, значит, должно компенсировать бюджетникам недополученный доход социальным пакетом.

   Работники бюджетной сферы всегда находились в несколько особом положении. Во-первых, работодателем у них является государство, что усложняет процесс социально-трудовых отношений - так запросто за стол переговоров с таким работодателем не сядешь. Во-вторых, бюджетники выполняют социальные задачи. В-третьих, выполнение этих, по сути государственных, задач весьма скромно оплачивается. Соответственно, эти работники зачастую не способны решить собственные социальные проблемы. Особенно самую сложную из них - жилищную.
ЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ - В ПРОШЛОМ
- Целенаправленное обеспечение работников культуры осталось в прошлом, в СССР, - говорит Геннадий Парошин, председатель профсоюза работников культуры. - Со времен развала СССР утрачены все механизмы обеспечения жильем бюджетников. Нет ни одной целевой федеральной программы, и даже в отраслевом соглашении у нас нет ни слова об обеспечении жильем. Все отдано на откуп регионам, и тут уже все зависит от их благосостояния. В некоторых регионах до сих пор предоставляют служебное жилье и даже социальный наем - как правило, это в сельской местности.
- У нас в регионе выделяется служебное жилье, - подтвердила Наталья Цацуре, и.о. председателя Калининградского обкома профсоюза работников культуры.
  Во времена СССР для работников бюджетной сферы наиболее крупными организациями строились дома. Либо в каждой новостройке часть квартир отдавали бюджетникам. Но эти времена миновали.
ПРОГРАММА “ЖИЛИЩЕ”
- Единственная федеральная программа, которая сейчас может помочь бюджетникам получить жилье, - это программа “Жилище” на 2011 - 2015 годы, - подтвердили в профсоюзе работников народного образования и науки.
Но выполняется эта программа далеко не самым эффективным способом, считать ее действенным методом решения жилищных проблем бюджетников нельзя.
К тому же реализация этой программы вызывает много вопросов.
  - На мой взгляд, ситуация не самая однозначная, - считает Ольга Мартынова, главный специалист по жилищным вопросам Московского горкома профсоюза работников народного образования и науки. - Мы уже несколько лет сотрудничаем с Департаментом жилищной политики, и достаточно успешно. Несколько лет назад иногородних специалистов привлекали в Москву жильем, но даже тогда говорили лишь о предоставлении жилья с последующей возможностью его выкупа. Изменились законы, и люди смогли претендовать на социальный наем, а при помощи акций протеста сумели добиться предоставления жилья по социальным нормам. С одной стороны, надо бы порадоваться за людей. А с другой - это означает, что этих квартир не получат очередники, среди которых точно такие же педагоги. Квартиры сейчас дают очередникам с 1989 - 1991 годов. И что получается? Иногородние работники получают жилье за 10 - 15 лет, не будучи очередниками. А москвичи будут ждать своих квартир по 23 - 25 лет.
  Как поясняет Мартынова, существует нестыковка Жилищного кодекса и Закона об образовании. Теоретически часть выделяемого жилья должна обязательно доставаться педагогам, а на практике нет действенного механизма контроля за этим. Но показатели - в норме. Просто потому, что среди очередников есть доля работников образованияДействие же программы “Жилище” приводит к тому, что служебное жилье можно выделять лишь иногородним специалистам - москвичи не могут на него претендовать. И складывается порочная схема: город не может привлечь на работу своих выпускников педагогических вузов и стимулирует приток населения из других регионов.
ВСЕ ОТДАЛИ РЕГИОНАМ
  - Все жилищные проблемы отданы на откуп самим регионам, - согласился с предыдущими респондентами заместитель председателя профсоюза работников здравоохранения Михаил Андрочников. - А там решают эти проблемы по-разному. В основном - путем предоставления субсидий разных размеров, иногда субсидированием ипотечной ставки. В некоторых регионах предоставляется бесплатно жилье, но туда люди даже при наличии этого жилья не идут. Это регионы, где тяжело жить, с тяжелыми климатическими условиями, где дефицит кадров. К примеру, Крайний Север, Воркута. В основном и население оттуда уехало. Поэтому там есть уже возможность предоставлять квартиры, но желающих туда поехать не прибавляется.
   Михаил Андрочников рассказал, что в 2012 году в 24 регионах медикам представляли субсидии на приобретение жилья. Размер субсидий сильно зависит от региона. К примеру, в Алтайском крае и Белгородской области - по миллиону рублей, а в Татарстане - от 21 до 50 тысяч. Да и далеко не каждый год регионы готовы предоставлять субсидии.
   Разовый заем на возвратной основе на строительство и приобретение жилья выделили в Удмуртии и Карелии, а также в Челябинской, Белгородской, Воронежской, Липецкой, Рязанской, Архангельской областях.
   Жилые помещения бесплатно предоставляли в собственность в 2012 году в Хабаровском и Ставропольском краях, в Адыгее и Татарстане, в Брянской и Омской областях.
   Право на приобретение в соответствии с договором купли-продажи с рассрочкой платежа - в пяти регионах: Татарстане, Ставропольском крае, Белгородской, Омской областях, Санкт-Петербурге.
  Предоставление служебных помещений или возмещение расходов на наем жилого помещения практикуется в следующих регионах: Камчатка, Хабаровский, Ставропольский и Краснодарский края, Марий Эл, Якутия (выборочно), Тюменская, Челябинская, Белгородская, Воронежская, Ивановская, Костромская, Калужская и Пензенская области.
СИТУАЦИЯ В РЕГИОНАХ
   Щедрость региона по отношению к бюджетникам сильно зависит от его благосостояния. К примеру, в Новосибирске нуждающиеся в жилье работники муниципальной бюджетной сферы могут принять участие в ведомственной целевой программе, которая так и называется: “Улучшение жилищных условий работников муниципальной бюджетной сферы города Новосибирска на 2011 - 2015 годы”. В рамках этой программы работникам предоставляется социальная выплата в размере 35% расчетной (средней) стоимости жилья. Чтобы попасть в эту программу, нужно либо быть признанным нуждающимся в улучшении жилищных условий, либо согласиться работать по трудовому договору в муниципальных бюджетных организациях города не менее пяти лет со дня предоставления социальной выплаты, о чем подписывается соглашение.
  В целевой программе Санкт-Петербурга “Жилье работникам бюджетной сферы” принимали участие граждане, проработавшие в муниципальной бюджетной сфере не менее пяти лет. В рамках этой программы предлагалось приобретать жилье по стоимости, определяемой городскими властями, или предоставлялась рассрочка оплаты 80% стоимости жилья сроком до десяти лет.
  - У нас в области есть несколько вариантов решения жилищных проблем медиков, - сообщила Людмила Веткова, председатель Белгородского обкома профсоюза работников здравоохранения. - Есть программа “Твой дом”, она накопительная. Люди вносят деньги, а как только собирается необходимая сумма, создается кооператив, который строит дом. Есть программа “Коробка под отделку”. Коробка, то есть остов частного дома (фундамент, стены, крыша), обходится в миллион рублей. А дальше люди сами отделывают этот дом.
  По словам Ветковой, частное жилье наиболее востребовано в Белгородской области: “У нас в основном развивается направление индивидуального жилья. Одно время за 60 тысяч рублей выделяли 15 соток земли и коммуникации подводили, но с условием, что за пять лет ты должен построить жилье. Берешь кредит и за пять лет строишь. Если не построишь за это время хотя бы коробку, то тогда платишь полностью за все коммуникации, полную их стоимость. Поэтому за пять лет люди успевали построить коробку и считали, что это вполне посильно. Сейчас немного повысились цены: надо платить порядка 200 тысяч рублей за участок в 15 соток. Тем не менее берут и застраиваются”.
  Председатель обкома профсоюза рассказала и об иных формах обеспечения жильем. Выделяется социальное и служебное жилье для специалистов, которых приглашают на работу. Служебные квартиры даются в основном в больших городах - Белгороде и Старом Осколе. Но пользоваться ими можно, только пока работаешь в той же организации. Областная больница недавно купила 20 квартир для своих сотрудников, а также выдала сотрудникам кредит по миллиону рублей сроком на 15 лет на приобретение жилья. Планируется постройка дома на территории городской больницы № 20.
  - В целом можно констатировать, что жилищные проблемы у нас в регионе решаются. Не скажу, что полностью успешно и так быстро, как хотелось бы, но решаются. Специалистов, которые очень нужны, стараются удержать. Недавно в одном из районных центров купили квартиры для двух кардиохирургов из Белоруссии.
  Но далеко не каждому региону есть чем похвастаться.
  - Жилищные проблемы бюджетников фактически отданы на откуп самим бюджетникам, - говорит председатель Пермского обкома профсоюза работников здравоохранения Геннадий Шабалин. - У нас в области есть программа привлечения кадров. Согласно этой программе до 10 тысяч рублей ежемесячно выделяется на компенсацию оплаты съемного жилья. Еще есть возможность субсидирования процентной ставки по ипотеке. Но это все нельзя назвать действенными способами решения жилищных проблем.
  МОЛОДЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ
  Казалось бы, чуть в лучшем положении должны находиться молодые специалисты, для привлечения которых планировалось выделять существенные суммы.
- Молодым врачам, согласным поехать в сельскую местность, обещали выделить по миллиону рублей, - говорит Михаил Андрочников. - А что на эти деньги можно сделать?! Даже в сельской местности невозможно что-то построить на эти деньги. Разве что избу без удобств. Но кто захочет в ней жить? Остается только вложить эти деньги в качестве первого ипотечного взноса и еще много лет выплачивать кредит. Но это реализуемо только в больших селах, где есть многоквартирные дома.
  Как говорит Андрочников, жилищная проблема бюджетников неразрывно связана с проблемой трудовой миграции:
   - За рубежом, где есть возможность продать дом и купить точно такой же по цене, но не хуже, проблемы переезда людей на другое место не существует. А у нас это большая проблема, потому что стоимость жилья отличается в десятки раз. В депрессивном регионе у вас нет возможности заработать на жилье из-за маленькой заработной платы. Но даже если вы откуда-то приезжаете, к примеру, в Москву, чтобы зарабатывать деньги, это не решит ваших проблем. Здесь зарплата может быть в три-четыре раза выше, чем в другом регионе, и все равно на эти деньги в Москве жилье с большим трудом можете приобрести, даже продав квартиру на родине. Может, хватит на первый взнос в случае ипотеки...
   НЕТ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ
  В общем, складывается противоречивая ситуация. Бюджетники работают на государство, но рассчитывать на какую-то логичную и последовательную заботу этого государства - не вправе. Это касается и компенсаций оплаты коммунальных платежей для медработников в сельской местности.
   - Вы помните 122-й закон? - спрашивает Андрочников. - Когда монетизировали льготы по жилищно-коммунальным услугам для сельской местности, это сильно ударило по кошельку работников. Когда льготы перевели в деньги, суммы оказались в среднем в три раза ниже реальной стоимости коммунальных услуг. Учитывая низкие заработные платы, льготы были одним из инструментов удержания кадров в сельской местности. Мы сумели добиться восстановления льгот, но полномочия в этом вопросе снова у регионов...
   Согласно данным профсоюза, компенсация оплаты услуг ЖКХ колеблется в зависимости от региона - от 50 до 100% суммы оплаты. При этом в некоторых регионах льгота распространяется только на самого медработника, а в других - на всю его семью.
   НУЖЕН СОЦПАКЕТ
Итак, все решает ситуация в регионе. Не повезло родиться и работать в дотационном регионе - ни помощи с жильем, ни хорошей зарплаты. А следовательно, нет и денег на переезд. Такое положение вещей не может представляться правильным. И профсоюзы, конечно же, пытаются это изменить.
   - Наш профсоюз предлагал создать социальный пакет для работников здравоохранения. Вот уже два года мы обсуждаем этот проект с врачебным сообществом, с министерством, - сообщил Михаил Андрочников. - К слову, наши опросы показывают, что наиболее востребованным социальным благом для наших медработников является обустройство детских дошкольных учреждений. Все-таки более двух третей в нашем профсоюзе - женщины. И отсутствие детских садов и яслей мешает им выходить на работу. Жилищный вопрос стоит на втором месте. Кроме того, в социальный пакет мы предлагаем включить внеочередное оказание высокотехнологичной медпомощи нашим работникам, дополнительное медицинское и санаторно-курортное обслуживание.
  Заместитель председателя профсоюза уверен, что такие запросы нельзя считать чрезмерными:
- Поскольку производство общественных благ в здравоохранении взяло на себя государство, то отношения там совсем не рыночные. Цена на медуслуги регулируется государством, и она меньше той, что диктует свободный рынок. Поэтому во многих странах работающие в системах, которые производят общественные блага, получают какие-то дополнительные социальные пакеты. Практически везде в госсекторе люди получают меньше, чем в коммерческом, и государства стараются это компенсировать. Как правило, бесплатным страхованием или подобными вещами. У нас же тариф ОМС, который выделяется за каждого пролеченного больного, не включает расходы на социальные потребности медиков. Но эти потребности не перестают от этого существовать.
   Предложение о создании социального пакета для медработников вносилось прошлым летом, говорит Андрочников, но не вызвало энтузиазма у чиновников:
  - Было так сказано в ответ: врачи - другие люди, что ли, почему они без очереди должны идти? Это прозвучало из уст чиновников, которые имеют собственное ведомственное здравоохранение. Которых, насколько я знаю, даже страхует их государственное ведомство, и они лечатся немножко в других больницах, с чуть-чуть другими технологиями, с другим сервисом. Но они, тем не менее, считают, что все остальные должны быть равными, а они - равнее. А по поводу жилья ответили, что все должны выполнять субъекты РФ. Все сброшено на субъект, который как бы должен быть заинтересован в наличии у него врачей, соответственно должен самостоятельно обеспечивать преференции этим врачам. Но вы сами понимаете, что у нас субъектов-доноров очень мало, в основном все получают трансферты из федерального бюджета. То есть денег на жилье просто нет. В тариф обязательного медстрахования, повторю, социальные расходы тоже не включены. А значит, и учреждение не имеет денег на социальный пакет. Вот и выходит, что о социальном пакете, о выдаче жилья готовы думать только тогда, когда у региона совсем нет специалистов и когда просто деньгами заманить уже никого не могут.
  Профсоюз не готов отказаться от идеи социального пакета для работников здравоохранения, и эта тема еще будет подниматься, несмотря на сопротивление чиновников.
“А”-СПРАВКА
   Федеральная программа “Жилище” была разработана в 2002 году, а в 2010-м была продлена на пять лет. Она является базовым инструментом для реализации общероссийского проекта “Доступное и комфортное жилье - гражданам РФ”. Программа нацелена на довольно абстрактные, хотя и благие цели: на формирование рынка жилья экономкласса, которое было бы доступно большинству граждан нашей страны; на устранение недостатка экологичных и комфортных жилых помещений; на стимулирование спроса на жилые помещения; на повышение качества жилищного фонда России.
   Федеральная целевая программа “Жилище” образована подпрограммами:
1) обеспечения молодых семей жильем;
2) модернизации коммунальной инфраструктуры;
3) выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем граждан определенных категорий;
4) стимулирования региональных программ для эффективного развития жилищного строительства.
Впрочем, своих целей программа не достигла и рынка доступного жилья не сформировала.
 
ГАЗЕТА СОЛИДАРНОСТЬ